О реализации Программы устранения узких мест на НПС «Комсомольская» - в репортаже Павла Кретова, опубликованном в сентябрьском номере «Панорамы КТК»
НПС «КОМСОМОЛЬСКАЯ» — КРУПНЕЙШАЯ СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕГИОНА КТК. РАСПОЛОЖЕННЫЙ ТОЧНО ПОСЕРЕДИНЕ ТРУБОПРОВОДНОЙ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ ОБЕСПЕЧИВАЕТ КАК ТРАНСПОРТИРОВКУ КАЗАХСТАНСКОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ, ТАК И ПРИЕМ ОТ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ «ЛУКОЙЛ»
Начальник НПС «Комсомольская» Гапур Кужуев работает здесь более двух десятилетий. При его участии станцию построили, расширяли, многократно модернизировали.
— В 2023 году исполнится 20 лет с момента официального ввода «Комсомольской» в эксплуатацию, — отмечает Гапур Салимович. — Вместе со мной еще 14 специалистов станции работают с самого начала пуска трубопровода и имеют памятные корпоративные значки.
Своевременно принятые эффективные организационные меры позволили персоналу НПС «Комсомольская» надежно отработать в острый период пандемии COVID-19 в 2020 и 2021 годах.
— Руководство Центрального региона спланировало графики смены вахт так, чтобы персонал и НПС «Комсомольская», и А-НПС-4А (где магистральные насосы также имеют привод от турбогенераторов) мог заменять друг друга, — говорит Гапур Кужуев. — Иногда необходимость в этом возникала, но ситуация всегда оставалась под полным контролем: мы ни на один час не останавливали наши объекты из-за случаев заболеваний коронавирусом.
Также по графику, несмотря ни на какие внешние факторы, на станции выполняется Программа устранения узких мест. В рамках ПУУМ на НПС «Комсомольская» реализуется два объекта: добавляется пятый турбонасос и пятая же емкость в системе сглаживания волн давления.
— В масштабе ПУУМ по сравнению с другими станциями — такими как, например, НПС «Астраханская» — это совсем немного, но свой «кирпичик» мы в общее дело вносим, — считает Александр Горюнов, руководитель службы строительства Штаба ПУУМ.
Александр Горюнов
Пятая турбина выбрана того же типа, что и третья с четвертой. Эти агрегаты за период эксплуатации показали особую надежность, при этом они оснащены собственной локальной системой пожаротушения.
К концу апреля 2022 года турбина №5 была собрана уже на 90%. Полностью забетонирована ее площадка, подведены трубопроводы с воздухом, газовым и дизельным видами топлива. Запорную арматуру заполнили нефтью, приемные и напорные трубопроводы подготовили к испытаниям.
— Сейчас выполняется окончательная подливка анкерных болтов, заливается ядро жесткости, — рассказывает Александр Горюнов. — Подрядчики готовятся подводить кабели к расположенным в закрытом распределительном устройстве шкафам управления турбонасосом. Это позволит осуществить пусконаладку и проверку прохождения сигналов по линиям.
Устанавливаемая по Программе устранения узких мест пятая емкость ССВД имеет двустенную конструкцию, что позволяет полностью исключить риск утечек. Если внутренняя полость разгерметизируется, нефть попадет в заполненное азотом пространство, о чем сразу просигнализируют специальные датчики. Строители выполнили монтаж емкости и подключение к общей «дыхательной» системе и линии раскачки дренажных емкостей ССВД.
— Емкость частично засыпана, в нее осталось только врезать линию входа диаметром 1000 мм, что планируется сделать в июне во время 72-часовой остановки нефтепровода, — продолжает Александр Горюнов. — Затем будут настроены датчики уровнемеров, что позволит полностью интегрировать новое оборудование в общую систему НПС.
В команду ПУУМ Александр прибыл с Дальнего Востока с большим строительным опытом. 13 лет сооружал принадлежащие «Транснефти» объекты трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан. Причем строил как первую, так и вторую очередь ВСТО.
— Условия, конечно, отличаются, — считает Александр Горюнов. — Здесь проще с доставкой оборудования и материалов, ближе к заводам-изготовителям и лабораториям. Но и местный климат по сравнению с Южной Якутией и Приморьем тоже имеет свои влияющие на темпы строительства особенности.
Если на востоке страны зимой крепче морозы, а в теплое время года заливают водой циклоны, то здесь негативное влияние оказывают сильные ветры.
Погодные и иные риски тщательно учитываются при планировании проведения работ по ПУУМ. За время реализации этой программы на станции не зафиксировано ни одного случая производственного травматизма, что говорит о высоком уровне Культуры безопасного производства на этом «серединном» объекте магистрального нефтепровода Тенгиз — Новороссийск.
На момент подготовки номера к печати монтаж пятого МНА с ГТУ был осуществлен в полном объеме. Завершалось расключение кабельно-проводниковой продукции, начались работы по пусконаладке систем ГТУ с участием представителей поставщиков оборудования. Завершились работы по монтажу, обвязке и испытанию новой емкости ССВД, шли подготовительные работы по интеграции оборудования КИПиА.
Еще по теме: