КТК 25 лет

Производство, терминология, безопасность

Эталонный нефтепровод

КТК сохраняет лидирующие позиции по энергоэффективности среди нефтетранспортных компаний, демонстрируя показатели эталонной трубопроводной системы, смоделированной в НИИ «Транснефть»

Способы и средства выхода на столь высокий результат мы обсуждаем с Алексеем Иваниным, руководителем Группы технологических расчетов КТК.

МЫСЛИТЬ НЕСТАНДАРТНО 

Группу технологических расчетов КТК Алексей Иванин возглавляет с 2016 года. В 2007 году он окончил РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина по специальности «проектирование газонефтепроводов и газонефтехранилищ». После защиты диплома работал в проектном институте ПАО «Транснефть» — ОАО «Гипротрубопровод». 

— Со всеми технологиями меня познакомил главный технолог института Леонид Маркович Беккер, — вспоминает Алексей. — Но главное — он научил меня думать нестандартно, выходить за рамки нормативных документов. Такой образ мысли всегда мне помогал —и на работе, и в жизни. 

На экране монитора руководитель группы технологических расчетов показывает корреспонденту «Панорамы КТК» автоматизированную систему сравнения «план-факт». 

— Синяя линия — наш план. Красная — это реальная работа нефтепровода. Сейчас они совпадают, значит, мы идем строго по плану. Ниже выведены индексы, которые мы отслеживаем на ежечасной основе. Вот столько процентов в общей структуре расходов мы должны потратить на электричество, на газ, на антифрикционную присадку (АФП). Эти цифры тоже сейчас совпадают. 

Сейчас цифры совпадают. А что нужно делать, если они не совпадут? 

— Тогда мы должны разобраться в причинах отклонения, — поясняет Алексей Иванин. — Вот я открываю данные за другой день, где плановые и фактические показатели отличаются. Например, по электричеству и газу мы шли вровень с планом, а присадку «перепотребляли». Но я также вижу, что транспортировка нефти в этот период была сверхплановой и мы больше зарабатывали, а поскольку тарифная выручка и есть самый главный индекс эффективности деятельности КТК, то, значит, причины перерасхода АФП были совершенно объективными. 


Алексей Иванин


ВРЕМЯ — ДЕНЬГИ 

Однако столь удобно — буквально в два клика мышки в приложении ShareРoint — получать важнейшую финансово-производственную информацию специалисты КТК имели возможность не всегда. Еще год назад эти данные при подготовке отчетов и аналитических справок приходилось собирать по разным приложениям, используемым различными департаментами, и даже по отдельным файлам. Соответственно, информацию требовалось запрашивать, ожидать ее получения, выгрузки из системы SCADA, обрабатывать, компилировать, визуализировать. 

— Но главное — в этой цепочке было задействовано немало сотрудников, — подчеркивает Алексей Иванин. — Теперь, когда мы их освободили от прежней рутины, коллеги могут потратить рабочее время для решения более важных и насущных задач. 

К разработке архитектуры этой системы специалисты группы технологических расчетов приступили в 2018 году. Они разработали базу данных основных параметров нефтепровода, интегрировали ее наполнение с системой SCADA, организовали взаимодействие и коммуникации между специалистами, участвующими в ее наполнении. 

— 2020 год будет пилотным для внедрения и апробации аналитической бизнес-системы, — продолжает Алексей. — Мы будем совершенствовать интерфейс, расширять функционал и наращивать возможности. В головном офисе КТК смежные подразделения уже высказывают свои предложения, которые мы реализуем совместно с представителями IT-подразделения Консорциума. Наша конечная цель — перевести всю бизнес-аналитику компании в цифровой вид, чтобы эти материалы были доступны руководству, акционерам, специалистам как в корпоративной сети, так и с мобильных приложений. 



ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ 

Поскольку новая система бизнес-аналитики контролирует как натуральные, так и суммарные стоимостные показатели, она существенно повысила эффективность взаимодействия группы технологических расчетов (планирующей технологические режимы работы нефтепровода), службы главного энергетика (оптимизирующей тарифы на электричество) и подразделения материально-технического обеспечения (приобретающие газ и антифрикционную присадку). Стоит добавить, что эта система позволила также развить вовлеченность персонала КТК в реализацию политики энергоэффективности. Отныне любой обладающий необходимыми компетенциями сотрудник может выполнять собственную аналитическую работу и инициировать соответствующие предложения. К тому же на базе единой платформы в эту систему автоматизированной аналитики, как в конструкторе, можно добавлять информацию по деятельности других департаментов и подразделений, например, по KPI, складскому хозяйству и т.д. 

— Обмен опытом показал, что КТК идет вровень с партнерами в области создания подобных баз данных, —говорит Алексей Иванин. — Мы используем передовые из имеющихся на рынке программные продукты. К примеру, это Microsoft Power BI —платформа различных визуальных аналитических панелей, разработанная компанией MS специально для удобства построения экранов бизнес-аналитики. Данная платформа — это, по сути, новое ответвление диаграмм на базе Excel, обеспечивающая необходимый уровень эргономики и интерактивности представления бизнес-аналитики. Недостатком Excel была сложность структурирования такой панели несколькими диаграммами. Но Microsoft эту проблему решил, внедрив отдельные как десктопные, так и серверные приложения, позволяющие в рамках одного листа размещать несколько диаграмм и привязывать их к базам данных. 



РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ 

Деятельность КТК в области повышения энергоэффективности получила высокую оценку партнеров и коллег по отрасли. Соответствующая рабочая группа в Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН) по итогам первой половины 2019 года поставила Консорциум на первое место из 11 участников. 

— Фактически КТК продемонстрировал показатели на уровне эталонного модельного нефтепровода, разработанного НИИ «Транснефть» как бенчмарк для оценки потенциала повышения энергоэффективности компаний — участников МАТН, — рассказывает Алексей Иванин. 

Таких достижений в области энергоэффективности Консорциуму удалось добиться в том числе благодаря использованию собственных разработок, созданных группой технологических расчетов. Например, таких как гидравлическая стационарная модель нефтепровода КТК, позволяющая оперативно и качественно настраивать любые рассматриваемые сценарии работы нефтепровода, как текущие, так и перспективные. Гибкость собственных приложений позволяет в кратчайшие сроки проводить калибровку и повышать качество расчетов, а также моделировать «нетривиальные» сценарии и топологии системы, которые не всегда возможны к моделированию в стандартном предлагаемом на рынке ПО. Именно через этот постоянно совершенствуемый гидравлический калькулятор и другие приложения пропускаются плановые заявки на транспортировку, которые выдает группе Алексея Иванина отдел по транспортировке нефти и коммерции. Машина разрабатывает оптимальный технологический режим на основании важнейших критериев - коэффициента рентабельности и индекса эффективности энергозатрат. Впервые эта методика была внедрена в 2017 году и с тех пор постоянно дорабатывалась, постепенно нивелируя расхождения между планом и фактом. Эта же компьютерная гидравлическая модель применялась и при проработке различных сценариев для Программы устранения узких мест на стадии обоснования инвестиций. 

— В связи с короткими сроками, которые были установлены Консорциуму для подготовки пакета обоснования реализации ПУУМ, группе технологических расчетов пришлось очень активно включиться в данную работу, так как привлечение сторонней организации для расчетов на договорной основе в тот период могло очень сильно сдвинуть сроки рассмотрения Программы, инициированной акционерами, — вспоминает руководитель группы технологических расчетов. — Поэтому мы заложили в модель объемы, которые потребуется транспортировать по нефтепроводу Тенгиз — Новороссийск с 2023 года, посмотрели, сможет ли КТК обеспечить их действующим оборудованием. А дальше начался долгий и интересный процесс оптимизации затрат, в результате которого и были приняты решения о реконструкции объектов, установке дополнительного и монтаже нового оборудования. Как вы знаете, в окончательном инвестиционном решении предусмотрены увеличение роторов магистральных агрегатов, модернизация насосов на НПС «Тенгиз» и строительство новой магистральной насосной на НПС «Астраханская». Эти меры позволили уменьшить расход антифрикционной присадки — самого дорогого из трех ресурсов КТК (электричество, газ, АФП). Та же причина обусловила и необходимость установки на НПС по пятому агрегату с газовыми турбинами: в период летнего зноя их мощность проседает, что также приходится компенсировать присадками. 



ПЛАВНЫЙ ХОД 

Также разработанная группой технологических расчетов динамическая модель нефтепроводной системы КТК на ПО InFlow способна оказать помощь в расследовании инцидентов, имитируя нестандартные процессы, аварийные ситуации и определяя, какие негативные факторы могли повлиять на неправильное срабатывание оборудования. Уместным кажется вопрос о роли данной модели в том, что КТК сегодня вышел на новый, высокий уровень надежности оборудования, практически сведя к нулю все его отказы. 

— Дело заключается не только во внедрении гидравлического симулятора,— отмечает Алексей Иванин. — Это был большой комплекс эффективных мер, предпринятых всеми подразделениями Департамента эксплуатации КТК: и линейной службой, и службой КИПиА, и службой главного механика. Совместными усилиями мы проработали способы оптимизации работы оборудования. 

Серьезные успехи КТК в области энергоэффективности — можно ли считать их потолком возможностей? Или есть еще способы улучшить и без того высокие показатели? 

— Да, такие способы есть, и мы продолжаем их разрабатывать, — считает Алексей Иванин. — К примеру, у нас при месячной и годовой равномерности существует неравномерность суточной транспортировки. А поскольку режимы работы нефтепровода мы строим именно в суточном разрезе, то это значительно влияет на объемы потребления ресурсов. Ситуацию можно сравнить с автомобилем: передвигаясь с постоянной крейсерской скоростью, вы потратите топлива меньше, чем постоянно ускоряясь и тормозя, даже проехав абсолютно то же самое расстояние и за ту же единицу времени. Так же и на нефтепроводе: чем меньше неравномерности перекачки, тем равномернее потребление энергоресурсов и ближе совпадение плана и факта. Поэтому наша группа решает сейчас задачу оптимизации неравномерности за счет более активного использования имеющихся резервуарных парков (РП), чередуя периоды максимальных режимов (раскачка РП) с пониженными (заполнение РП). В этом случае мы будем полностью контролировать ситуацию, не завися от ритмичности приема нефти от грузоотправителей. Разумеется, перед переходом на такую систему нам необходимо провести большое количество расчетов и проанализировать статистические показатели, собранные в нашей базе данных. 


Еще по теме:

Заседание экспертной группы МАТН прошло в режиме онлайн В фокусе
Заседание экспертной группы МАТН прошло в режиме онлайн
28 апреля в режиме видеоконференции состоялось XI заседание Постоянной экспертной группы по энергоэффективности Международной Ассоциации транспортировщиков нефти
Узнать больше
Энергоменеджмент в КТК: цели, задачи, тактика В фокусе
Энергоменеджмент в КТК: цели, задачи, тактика
Энергоэффективность производства играет все более важную роль в работе современных предприятий. С 2017 года КТК поставил цель организовать четкий контроль за потреблением энергоресурсов и управление энергоэффективностью транспортировки нефти.
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.