И пусть весь мир подождет

Иван Демченко, главный специалист по законодательству и нормативным актам АО «КТК -Р», делится опытом участия в заплыве через Босфор

Преодолеть вплавь Босфорский пролив — интересный, впечатляющий и при этом малоизвестный в широких кругах челлендж, дающий статус межконтинентального пловца


«Лужники», лето 2016 года. Пьем кофе с моим другом, который делится новостями и между прочим рассказывает, как он переплыл Босфор. Что переплыл, где, как?! Я тоже так хочу!

Межконтинентальный заплыв через Босфор признан Всемирной ассоциацией по плаванию на открытой воде (WOWSA) лучшим массовым соревнованием по плаванию в мире. В заплыве, организованном Национальным олимпийским комитетом Турции, принимают участие около 2500 пловцов из более 50 стран мира.

Заплыв действительно кросс-континентальный. Его участники стартуют с берега Азиатского континента, а финишируют уже в Европе. И не так-то просто это сделать: от года к году меняются направление и скорость течения, погодные условия, и в итоге результат во многом зависит от уровня подготовки пловца, его везения, настойчивости, умения ориентироваться и принимать решения в процессе заплыва.

Организация заплыва уникальна тем, что на период его проведения полностью перекрывается движение судов по Босфорскому проливу, одному из самых загруженных в мире!

Расстояние от точки старта до точки финиша составляет примерно 6,5 км,

путь не прямой, а весьма извилистый. Эту стайерскую дистанцию пловцам необходимо преодолеть за два часа максимум. Рекордсмены укладываются в час и даже меньше.

Помогает попутное течение из Черного моря в Мраморное, которое имеет быстрые зоны (стремнины) со скоростью, соразмерной скорости пловца, и медленные зоны ближе к берегу. На маршруте встречаются также зоны застоя (в которых, как выяснилось, много мусора и медуз) и зоны обратного течения вдоль берега на некоторых участках.



Чтобы справиться с задачей, уложившись в отведенное время, пловцу необходимо после старта как можно быстрее достичь быстрого (холодного) течения на середине пролива. На протяжении всей дистанции нужно держаться середины, используя ориентиры и вехи (мосты, опоры ЛЭП, здания), вовремя покинуть зону быстрого течения, прижаться к берегу, преодолеть обратное (встречное) течение в зоне финиша.

Если раньше времени уйти к берегу, можно «застрять» во встречном течении с водоворотами. Если слишком поздно начать это делать, может не хватить времени и/или сил доплыть до финиша и течение унесет за пределы зоны заплыва.

Существует несколько математически просчитанных теорий преодоления маршрута. Есть так называемая парабола Андрея Волкова (разработанная нашим неоднократно покорившим Босфор соотечественником-тренером), рекомендующая максимально долго оставаться в зоне быстрого течения и зайти на финиш сбоку, минуя зону встречного течения. Такое под силу хорошо подготовленным пловцам, которым хватит сил сделать 500-метровый рывок в сторону берега и выйти из попутного течения непосредственно у финиша.

Основная интрига начинается с покупки слота (места для участия) на сайте Олимпийского комитета Турции. Даже есть такая шутка: купить слот сложнее, чем переплыть Босфор.

2017 год, 3 января, полночь. Сижу у компьютера в надежде купить слот в заветном заплыве через пролив Босфор, о котором мне с таким воодушевлением рассказывал друг. Формально старт продаж начинается с 00:00 4 января. При этом сайт обычно сразу обваливается за счет роста количества посетителей, и приходится в течение нескольких часов каждые пять секунд обновлять страницу клавишей F5. В России квоту 350 человек выбирают со скоростью света за первые пять минут продаж. В 2017-м удача мне так и не улыбнулась, хотя я честно пытался до четырех утра…

2018, 2019, 2020… Все слоты разлетались мгновенно, и я не успевал.

2021 год, 1 февраля. Я сделал это — стал счастливым обладателем слота для участия в заплыве «Босфор-2021».

Возможно, сказались пандемия, перенос продажи слотов на 1 февраля и повышение цены до 400 долл. США. А может, просто Вселенная поняла, что такому упорному, как я, лучше дать желаемое…

2021 год, март. Помимо усиленных, почти каждодневных тренировок, начинаются сбор документов (медицинская справка о здоровье, справка об уровне спортивной подготовки за подписью дипломированного тренера по плаванию), бронирование билетов и отеля в Стамбуле. Раньше документы в оригиналах отправлялись организаторам почтой, сейчас стало проще: все загружается на сайт заплыва в электронном виде.



Секретный фарватер

Чем безумнее приключение, тем скорее из прежде незнакомых людей формируется крепкая команда единомышленников. Кажется, это отмечал еще Отто фон Бисмарк, говоря о том, что русским за границей свойственно «так же быстро вновь соединяться друг с другом, как частицам разрезанного кусочка ртути».

Наше общество потенциальных межконтинентальных пловцов и пловчих сформировалось еще в телеграм-чате, где обсуждались вопросы, связанные с заплывом. Первым делом по прилету в Стамбул необходимо было пройти регистрацию, которая проходила в стартовом городке — парке Топузлу. Здесь нам вручили брендированные рюкзачки с набором необходимых принадлежностей: пропуск-бейдж со стартовым номером, ножной браслет с чипом (по которому фиксируется время старта и финиша), инструкция-расписание, футболка с символикой заплыва, два питательных батончика и резиновая шапочка с номером участника определенного цвета (в зависимости от возрастной группы).



Цветная шапочка (у меня была красная) служит сигнальным средством для спасателей. Если снять ее с головы и помахать в воздухе, увидят с лодки и придут на помощь. Страховочных поплавков, как обычно у водных стайеров, здесь не полагается. Чип срабатывает только на стартовом и финишном магнитных ковриках, в воде тебя по нему не запеленгуют. Так что, как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Традиционно в течение двух дней до заплыва организаторы собирают участников на прогулочных судах и везут знакомить с маршрутом. В 2020 и 2021 годах из-за пандемии такие экскурсии были отменены, но мы в чате договорились, скинулись и наняли кораблик самостоятельно, чтобы изучить место «встречи с прекрасным».

Еще готовясь к отлету в Стамбул, я читал на соответствующих форумах о бедолагах, которые не вышли вовремя из быстрого течения. Оказывается, оно в районе финиша сворачивает налево и относит от цели безо всякой возможности ее достичь человеческими силами. Поэтому на борту меня, как и всех, предсказуемо интересовал вопрос ориентиров, по которым выстраивается правильный фарватер и которые каждый год меняются из-за смены скорости и маршрута течения.

В качестве гида выступал местный, владевший русским языком капитан корабля, и он-то нас всех и сбил с толку. Благодаря его совету максимально «прижиматься» к берегу искусственного острова Галатасарай, где якобы в это лето течение мощнее, часть находящихся на борту пассажиров столкнулась задолго до финиша с обратным течением и застойной зоной с мусором и медузами. В результате было потеряно драгоценное время.



Минута на раздумье

22 августа 2021 года. Вожделенный миг наступил — я стою на стартовом понтоне, и от босфорской воды меня отделяет всего лишь полутораметровая высота. Финиша отсюда не видно: он скрыт за мысом. Честно признаюсь, что было немного страшновато прыгнуть в воду и оказаться одному без страховочных средств на расстоянии километра от берега. Я стоял, наверное, с минуту, не решаясь прыгнуть, а потом просто шагнул вперед, навстречу неизвестности.

И, как только почувствовал воду, сразу понял, что принял верное решение. Вода была ласковая, дружелюбная, дающая ощущение легкости и комфорта. Во время прыжка слетели очки, но я их предусмотрительно придерживал (как предупреждали на тренировках) и не потерял.

И я поплыл — вспомнились и пригодились все навыки, часами отрабатываемые на тренировках. Плыть было одно удовольствие, ощущать скольжение тела, сопротивление воды. Захват, проводка, хлесткое окончание и опять скольжение.Так я провел две трети пути, не забывая с воды созерцать открывающиеся великолепные виды Стамбула.

После старта я взял курс на центр пролива, ориентируясь на правую опору моста султана Мехмеда Фатиха. Достигнув середины Босфора, не ощутил обещанного организаторами изменения температуры воды, что должно было указывать на то, что я попал в зону сильного течения. К этому времени я уже проплывал под мостом ровно посередине, что было первым свидетельством верного курса. Далее нужно было держать курс, ориентируясь на левую опору ЛЭП или большой турецкий флаг на горе.



…и никого вокруг

Перехожу на брасс, чтобы осмотреться в поисках ориентира. В зоне видимости никого, я один на середине пролива. Оглянулся вокруг и заметил несколько пловцов вдалеке слева. Прокрутив в голове маршрут, решил продолжать действовать по плану без корректировок.

По этой траектории мне нужно было доплыть до третьей башни крепости Румели, расположенной на правом берегу. Доплыв до нее, снова перехожу на брасс, чтобы найти следующий ориентир — нижнюю точку провисающих над проливом проводов ЛЭП, которая соответствует середине Босфора.

Опять один и никого вокруг… Но вода приятно бодрит, поворачиваю направо и держу курс на провода ЛЭП. Плыть по-прежнему легко, получаю удовольствие от процесса, радует каждое движение. Пару раз пришлось глотнуть босфорской водички, на вкус она не сильно соленая.

Потихоньку мышцы начинают уставать. Обратил внимание на то, что ноги опустились и теперь приходится делать больше движений, чтобы держать тело в горизонтальном положении. Отдыхая на спине, вижу над собой провода ЛЭП. Издалека они казались одной линией, но сейчас видно, как далеко расположен друг от друга каждый провод.



Из-за острова на стрежень

Вот она, точка своевременного поворота —остров Галатасарай. Беру курс

на правую опору моста Мучеников 15 Июля (переименован из Босфорского в 2016 году. — Прим. ред.), прохожу остров примерно в 100 м от берега — не успеваю ближе, как советовал капитан, и активно ухожу в сторону берега. Здесь меня ждет застойная зона с усилившимся волнением. Плыть уже совсем нелегко: мешают полуметровые волны, медузы и появившийся мусор.

Следующий береговой ориентир не приближается. Бывает бег с препятствиями, а теперь вот еще и такое же плавание.

Голова при общей усталости работает хуже, но кое-что еще соображает. Принимаю решение вернуться обратно в стремнину и вновь сворачиваю к берегу практически под прямым углом, только когда финальный понтон с мигалкой появляется в зоне видимости. Помню, что у самого берега поджидает еще и коварное встречное течение, которое нужно преодолеть, чтобы попасть на финиш. Вокруг становится многолюдно, даже тесновато, все плывут из последних сил.

Сгущается легкая паника, на память приходят истории о том, как люди в 100 м от финиша боролись с течением и не могли сдвинуться с места. Справа от меня спасатели грузят на лодку девушку… Но тут пришла злость, мобилизующая остатки сил. Работаю руками и ногами, забыв про все и думая только о технике плавания и преодолении встречного течения. Финиш медленно, но приближается, значит, можно дотянуть. Я плыл к финишу и выдохнул, только взявшись за поручень. Результат на электронном табло порадовал: 1 час 28 минут 15 секунд — я уложился в отведенные 2 часа!

Пришло осознание, что я это сделал, мечта исполнилась — я стал межконтинентальным пловцом!

P. S. Босфор стал отправной точкой в моем увлечении плаванием на открытой воде. Теперь я ежегодно планирую несколько интересных заплывов. Так, к примеру, в 2022 году получилось принять участие в заплыве на Истринском водохранилище и переплыть Оку с Волгой в месте их слияния в Нижнем Новгороде.


Для справки

Межконтинентальный заплыв через Босфор впервые состоялся 23 июля 1989 года, в нем приняли участие 64 мужчины и 4 женщины.

Организатор заплыва — Олимпийский комитет Турции, генеральный спонсор — компания Samsung.

В 1990 году старт заплыва был перенесен из района Чубуклу в Канлыджу,

тем самым дистанция увеличилась до 6,5 км. Финиш остался на месте (пристань Куручешма).

В 1992 году соревнование стало международным за счет участия спортсменов из США и Чехословакии.

В 2006 году в заплыве были установлены до сих пор не преодоленные рекорды: турецкий пловец Алишан Алашлы среди мужчин с результатом 39:07.11, турчанка Берен Кайрак среди женщин с результатом 40:50.35.


Проголосовало: 3

Еще по теме:

Телостроитель Люди
Телостроитель
На страницах майского номера журнала "Панорама КТК" - продолжение истории о технологиях здорового образа жизни
Узнать больше
Жажда странствий Люди
Жажда странствий
С Ольгой Савченко, делопроизводителем отдела по транспорту нефти, мы познакомились во время проведения фотоконкурса среди сотрудников консорциума.
Узнать больше

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.