КТК 25 лет

Новое окно в Европу

20-летию ввода в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы посвящен очерк в декабрьском номере "Панорамы КТК"

20 ЛЕТ НАЗАД НА НЕФТЕНАЛИВНОМ ТЕРМИНАЛЕ В ПРИМОРСКЕ СОСТОЯЛАСЬ ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ПУСКА ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ БАЛТИЙСКОЙ ТРУБОПРОВОДНОЙ СИСТЕМЫ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, «ТРАНСНЕФТЬ» УСПЕШНО ВЫПОЛНИЛА ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА, ОПРЕДЕЛИВШЕГО, ЧТО В КОНЦЕ ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ ЭТОГО ВАЖНЕЙШЕГО ДЛЯ СТРАНЫ ПРОЕКТА ДОЛЖНА БЫТЬ ВВЕДЕНА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Автор Павел Кретов

Фото ООО "Транснефть - Медиа"


ПЕРВЫЙ ТАНКЕР

27 декабря 2001 года в операторной нефтепорта Президент Российской Федерации Владимир Путин лично щелчком компьютерной мыши активировал команду «Пуск», запустив процесс заполнения нефтью первого

танкера «Петрокрепость». Первая очередь БТС стартовала.

«С вводом в эксплуатацию порта в Приморске Россия не только приобретает собственное окно для перевалки нефти в этой части Европы. Новый маршрут позволяет гибко маневрировать между южным и северным направлениями, то есть Средиземноморьем и Западной и Северной Европой. Возможность маневра будет предоставлена для каспийской нефти. Открываются дополнительные возможности и для наших партнеров в странах СНГ. В частности, недавно обсуждался вопрос о транспортировке нефти по БТС с президентом Казахстана. Также я беседовал на данную тему с руководителями ряда стран СНГ, и многие из них позитивно воспринимают то, что мы сегодня делаем на Балтике», — отметил на церемонии пуска Владимир Путин. Уже к концу того же дня первые106 тыс. тонн нефти были полностью залиты в емкости «Петрокрепости», и танкер взял курс к побережью Германии.



20 ЛЕТ СПУСТЯ

Еще в начале 1990-х годов было принято решение строить трубопроводы в обход стран Балтии. За транзит по их территории — через порты Бутинге в Литве и Вентспилс в Латвии — России приходилось выкладывать сотни миллионов долларов в год. В 2000 году началось строительство, и это было огромным событием для страны, которая не строила магистральные нефтепроводы уже 20 лет.

Для реализации проекта в 1999 году было создано предприятие – ОАО «Балтийская трубопроводная система». Его генеральным директором был назначен Алексей Миллер (с 2001 года — председатель правления ПАО «Газпром»), а председателем Совета директоров стал вице-президент «Транснефти» Николай Токарев (сегодня возглавляющий ПАО «Транснефть»). Их опыт и профессионализм, бесспорно, были важными факторами того, что крупнейшая стройка рубежа тысячелетий стала образцовой как по замыслу, так и по воплощению.

Участникам проекта поставили сложнейшую задачу проложить магистраль в сроки вдвое короче нормативных. Поэтому строительно-монтажные работы велись одновременно на всех объектах, расположенных в Ярославской, Новгородской, Тверской и Ленинградской областях. В строительстве были задействованы более 3,5 тыс. человек, которые трудились в две смены.



ЧЕРЕЗ БОЛОТА И СКАЛЫ

Проект строительства Балтийской трубопроводной системы предусматривал прокладку двух новых трубопроводов: от поселка Харьяга до города Усинска и от города Кириши до нефтеналивного терминала в городе Приморске. За Киришами подрядчики столкнулись со сложными грунтовыми условиями. Техника проваливалась в болотах, в береговой зоне приходилось взрывать огромные валуны.

Методом микротоннелирования строители трубопровода преодолели Неву. Из-за высокой технической сложности этот метод во всем мире применяется редко, но дает абсолютную гарантию экологической безопасности, что было особенно важно, поскольку ниже по течению реки расположен Санкт-Петербург. При испытаниях подводный переход проверили при давлении 197 атмосфер, хотя при эксплуатации оно не превышает 25.

Для создания рабочего давления на БТС построили четыре новые нефтеперекачивающие станции: «Правдино», «Песь», «Кириши» (головная) и «Невская», а также еще две НПС реконструировали: «Ярославль» и «Быково».



САМЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТ

В момент ввода в эксплуатацию СМНП Приморск был самым современным портом в России. В ходе его строительства был проложен фарватер 18-метровой глубины, построены причальные стенки для приема судов до 150 тыс. тонн. Для обеспечения навигационной безопасности создана уникальная система контроля за движением танкеров, позволяющая определять их местонахождение с точностью до 10 м.

Резервуарный парк спецморнефтепорта составляют емкости с антикоррозионным покрытием вместимостью 50 тыс. м³ каждая. В резервуарном парке создана постоянно действующая дренажная система, защищающая территорию от переувлажнения поверхностными водами. Другим ноу-хау стал отказ от свайного фундамента, который невозможно было соорудить из-за наличия валунов. Экологическую безопасность нефтепорта обеспечивали уникальные очистные сооружения: они давали степень очистки вдвое выше, чем предусмотрено мировыми стандартами.

Первоначально трубопроводная система имела мощность 12 млн тонн нефти в год. В 2003 году была поставлена новая цель увеличить пропускную способность до 50 млн тонн в год. Вторая очередь БТС позволила достигнуть этого показателя уже в марте 2004 года, а к концу 2006 года по Балтийской трубопроводной системе прокачивалось уже 74 млн тонн нефти.


Проголосовало: 0

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.