"Панорама КТК" продолжает цикл публикаций о морях на маршруте нефтепровода Тенгиз - Новороссийск. На очереди - Каспийское море
Видовые фото: Ерболат Шадрахов
Уникальный ресурс осетровых и углеводородных, Каспийское море сегодня переживает новый виток медиапопулярности. В истории величайшего в мире замкнутого соленого водоема есть много интересного и необычного
Древнегреческий поэт Гомер считал, что из Каспийского моря ежедневно начинает свой путь колесница бога Гелиоса. Его земляк Геродот во II веке до н.э. сообщал, как Александр Македонский, выйдя с войском на берег, восхищался нефтяным пожаром и низкой соленостью вод. Астрофизик Галилео Галилей полагал Каспий следом удара гигантского небесного тела. Новгородский богатый гость (купец I гильдии) Садко «кораблями своими хаживал по Волхову, гулял по Волге-реке, бегал по синему морю Хвалынскому», то есть разрабатывал альтернативу маршруту из варяг в греки. В 1466 году этим путем тверской купец Афанасий Никитин добрался до Индии.
Помимо «Хвалынского», у Каспия есть еще порядка 70 прозвищ на разных языках. В обиходе имя в честь племени каспиев, исчезнувших до начала нашей эры коневодов и кораблестроителей. «Великим зеркалом» называл Каспий, видимо, посещавший его в минуты затишья, поэт Расул Гамзатов. Что-то он явно знал про промышленно реализованную именно здесь концепцию экранолетов, самый большой из которых в классификации NATO до сих пор именуется «каспийским монстром».
В 1640 году купец Гурий Назарьев в устье реки Яик (переименованной Екатериной II в Урал после восстания Пугачева) при впадении в Каспийское море построил деревянный острог. В дальнейшем здесь возник город, в честь основателя названный Гурьевым. 4 октября 1991 года город получил новое имя - Атырау. В переводе с казахского «атырау» означает «устье».
Весной 1668 года в Каспийское море вышли «острогрудые челны» Стеньки Разина. Имевшийся к тому времени в составе русской каспийской флотилии боевой корабль «Фредерик» был не на ходу, и царь Алексей Михайлович «Тишайший» дипломатично испросил персов разобраться с «воровскими казаками». Весной 1669 года в баталии у Свиного острова (ныне Сенги-Муган в районе современного Баку) Степан Тимофеевич потопил всю эскадру Мамед-хана и взял в плен его сына и дочь. Юношу атаман впоследствии подарит князю Прозоровскому, а девушку принесет в жертву Волге-матушке. В сентябре того же года казаки Разина завершили каспийскую кампанию и перебрались на Дон.
Трехмачтовый «Фредерик», кстати, был фактически первым русским военным кораблем. Но его построили голштинцы в 1636 году и ходил корабль под их флагом всего неделю – пока в шторм не выбросился на мель под Дербентом, дабы сберечь груз и команду. Судьба не слишком героическая, поэтому официальный паритет перешел к 22-пищальному фрегату «Орел», спущенному на воду в 1669 году. Корабль этот, увековеченный на шпиле Санкт-Петербургского адмиралтейства, в 1670 году сжег в Астрахани все тот же С.Т. Разин.
О судьбе персидской княжны и других событиях той поры свидетельствовал 30-летний голландец Ян Янсен Стрейс, завербовавшийся в 1668 году парусным мастером на строящийся «Орел», лично встречавшийся с Разиным и сбежавший за границу, когда казацкий мятеж обрел национальные масштабы. Был пленен умицием Кайтага (современный Дагестан) Аль-Султаном, подвергнут пыткам и продан в рабство, затем выкуплен в Персии. В 1675 году Стрейс появляется в Москве, уезжает годом спустя. До этого голландский «суперагент» побывал в Африке, Сиаме и Японии, узнал много нового и ненасильственно скончался в 1694 году. Его книгу «Три путешествия» русский император Петр I распорядился перевести, но перевод сильно запоздал. В XVII-XVIII веках Голландия успешно конкурировала с Британией в колониальном плане и вопрос «русского транзита» по маршруту Афанасия Никитина рассматривался вполне серьезно.
За исследования Каспийского моря и собственноручные поправки к карте «Mer Caspienne» Пьера дю Валля императора Петра I в 1717 году приняли в Парижскую академию наук. В 1709 году была открыта созданная по инициативе Петра I Вышневолоцкая водная система, связавшая Неву с Волгой, а, следовательно, с Каспием. В дальнейшем она была усовершенствована до современной системы Волго-Балт.
Рассорившись с англичанами из-за Мальты, император Павел I запланировал совместный с консулом Бонапартом поход на Индию. Идея была чисто наполеоновская: форсирование союзными армиями Черного и Каспийского морей, затем кавалерийско-пехотный марш на Кандагар. Казацкий атаман Василий Орлов, которому высочайшим рескриптом даровались полномочия вице-короля Индии, без особых проблем довел 40 полков Войска Донского до современного Актобе. Оттуда 20-тысячную армию 31 марта 1801 года отозвали обратно новым рескриптом за подписью Александра I.
Прототипом таможенника Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни» был Михаил Дмитриевич Поспелов, штабс-ротмистр, командир погранотряда 30 Закаспийской бригады. Под его началом числились четыре кавалерийских разъезда, сторожевик «Часовой» и четыре пограничных катера. В 1917 году солдаты и матросы 30 бригады разбрелись по домам, а офицеры ушли к Деникину. До фактического становления в регионе советской власти в 1919 году Поспелов охранял русско-персидскую границу самостоятельно, набрав за свой счет команду из 20 туркменских бедняков и прикупив для нужд укрепрайона пару минометов. Затем возглавил погранотряд ВЧК, преподавал в школе комсостава, охранял геологические партии, был начальником пожарной охраны в Ташкенте, умер в 1962 году.
М.Д. Поспелов с супругой Софьей Григорьевной, дочерью генерал-майора Г.В.Покровского
История с географией
10 млн лет назад Каспий входил в состав Сарматского моря, плескавшегося от Вены до Тянь-Шаня, омывающего острова Крым и Кавказ. 6 млн лет назад произошел подъем Кавказского хребта и Каспийское море отделилось от Черного. Через 3 млн лет эти моря вновь соединил мелководный Маныч-Керченский пролив, который функционировал до XVII в. до н.э. После этого Каспийское море окончательно изолировалось, превратившись в огромное соленое озеро. Дно Каспия составляют породы океанского типа, а максимальная глубина – 1025 м – среди озер мира уступает только Байкалу, Таганьике и антарктическому подледному Востоку. Северная часть Каспия мелководна (в среднем 4 м) и пять месяцев в году покрыта льдом. Южная часть значительно глубже и отличается сейсмоактивностью, в частности, грязевыми вулканами, образующими газогидраты. В море начитывается около 50 островов, площадь самого крупного – 55 км2.
C годами то обмелевающее, то прибывающее Каспийское море сегодня уступает по площади Черному, занимая около 390 тыс. км2. В Каспийское море впадает 130 рек: Волга, Терек, Урал, Эмба, Кура, Атрек, Горган, Сефидруд и другие. Ежегодно реки приносят в Каспий в среднем 290 км³ пресной воды, на 75 % это вода волжская. Главным испарителем служит залив Кара-Богаз-Гол. Название переводится как «Черная пасть» - существует легенда о том, что на дне залива есть отверстие, через которое каспийская вода уходит в Мировой океан. Донные отложения Кара-Богаз-Гол включают в себя глауберову соль (мирабилит), используемую в медицине и стекольной промышленности.
Уровень воды в Каспийском море стал заметно падать в 1930 годах в связи со строительством ГЭС на Волге. Обмелевший таким образом на 2 метра водоем вновь начал пополняться в последней четверти ХХ века. «Отыграв» около метра, к середине 1990-х море вновь стало обмелевать. С началом нового столетия вновь возник профицит, продолжавшийся около пяти лет. С 2005 по 2021 год уровень воды в Каспии снизился на 120 см. На представленной диаграмме можно видеть, что, несмотря на периодические подъемы воды, ее в Каспийское море становится все меньше. Город Атырау, изначально прибрежный, сегодня «удалился» от Каспия на 20 км.
Динамика изменения уровня воды в Каспийском море за последние 140 лет. Отрицательные значения показывают, насколько уровень воды в Каспии ниже уровня Мирового океана
Тюлени и белуги
Каспийский тюлень – животное эндемическое, то есть сугубо местное. Имеет пятнистый окрас, в длину достигает полутора метров, весит до 60 кг. Живет до 50 лет, ныряет на глубину до 80 м, питается в основном рыбой, предпочитая кильку.
Местным тюленям свойственен стадный и кочевой образ жизни. Зимой они обычно мигрируют в северную часть Каспия, где обзаводятся потомством. Лето проводят на южнокаспийских пляжах, осенью отправляются в 200-километровые круизы по Волге и Уралу, добираясь соответственно до Волгограда и Кадыркула.
Помимо кильки, каспийские тюлени предпочитают чистую воду. Промышленные стоки и браконьерство значительно сократило их популяцию – с миллиона в начале ХХ века до 60 тыс. в настоящее время. В 2020 году в Мангистау межведомственная комиссия по вопросам рыбного хозяйства приняла решение о внесении каспийского тюленя в Красную книгу Республики Казахстан.
В Каспийском море водится около 140 видов рыбы, в том числе вобла, сазан, судак, карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. Это последнее в мире крупное пристанище осетровых. Их промысел в настоящее время прекращен в соответствии с принятым в 2007 году совместным решением прикаспийских стран: Казахстана, Ирана, Туркмении, России и Азербайджана (государства перечислены в соответствии с величиной береговой линии – прим. Ред.).
Колыбель отрасли
Извлекаемые запасы нефти каспийского шельфа оцениваются в 6 млрд т, гипотетически здесь «спрятано» на порядок больше. Ежегодно на каспийском шельфе добывается порядка 200 млн нефти и 270 млрд м3 природного газа.
В XIII веке Марко Поло отмечал, что «белую» и «черную» нефть на побережье современного Азербайджана добывают открытым способом и используют в медицинских целях, а также для освещения. Каспийский топливный бум начался в XIX веке, когда химики научились производить из нефти керосин, заменивший прежде используемый китовый жир. Многочисленные частные промыслы, в том числе «морские колодцы» взяла под госконтроль Российская империя, распределив концессии между наиболее технологически совершенными на то время иностранными компаниями. В 1846 году на бакинских промыслах пробурили первую промышленную скважину, в 1949 году осуществили первую в мире шельфовую нефтедобычу на искусственном острове Нефтяные камни вблизи Апшерона.
Каспийские нефтепромыслы стали своего рода полигоном для апробации и реализации наиболее прогрессивных технологий. Здесь в 1878 году успешно проложили первый в России нефтепровод Балаханы – Черный город, теоретически обоснованный Дмитрием Менделеевым в 1860-х и построенный инженером Владимиром Шуховым по заказу братьев Нобель. Для них же инженер Шухов сконструировал первый в мире цилиндрический резервуар. Астраханские купцы Артемьевы в 1873 году построили первый в мире танкер.
Акция нефтедобывающей каспийской компании 1913 года
В 1942 году основные силы вермахта были брошены на юг для захвата месторождений каспийской нефти. Не получилось, и эта перегруппировка сказалась на исходе Великой Отечественной войны. Бакинские скважины по приказу Сталина заранее нейтрализовал замнаркома Николай Байбаков, но они были достаточно оперативно восстановлены, когда опасность миновала. Топливоснабжение фронта за счет НПЗ Гурьева-Атырау помогло решить исход Сталинградской битвы. Танковые прорывы РККА и залпы «катюш» во-многом зависели от каспийских нефтяников, и они внесли свой ощутимый вклад в победу.
Крупнейшим месторождением Каспийского моря считается открытый в 2000 году Кашаган. Нефтегазовое месторождение, находящееся в море в 80 км от Атырау, было названо в честь знаменитого казахстанского акына, поэта и певца Кашагана Куржиманулы. Извлекаемые нефтяные ресурсы залегают на глубине 4 км и оцениваются оператором NCOC в 2 млрд т. Коммерческая добыча началась здесь в 2016 году и Кашаган также стал своего рода полигоном для апробации технологий по защите морских нефтяных платформ от штормового ветра, волн и ледяных торосов.
На Кашагане эту функцию выполняют искусственные насыпные острова. На пяти из них размещены добывающие скважины, а крупнейший – остров D – также добывает и по совместительству собирает по подводным трубопроводам извлеченное сырье, производит первичную обработку (газоотделение) и по подводным нефтепроводу и газопроводу отправляет углеводороды на береговую установку комплексной подготовки нефти и газа.
Обмеление Каспийского моря является проблемой и для Кашагана, точнее, для обслуживающих нефтедобывающий архипелаг судов. С июня 2021 года оператор проекта проводит углубление 55-километрового фарватера, используя передовую технологию Cooking Pot.
Остров D месторождения Кашаган
Шельфовые месторождения в территориальных водах Казахстана объединены в Северо-Каспийский проект, куда, помимо Кашагана, входят открытое в 2002 году месторождение «Каламкас-море» (284 млн т нефти), а также месторождения «Актоты» (156 млн т конденсата), «Кайран» (112 млн т нефти) и «Юго-Западный Кашаган» (20 млн т конденсата), открытые в 2003 году.
В российской акватории Каспия открыто девять крупных многопластовых месторождений (им. В. Филановского, им. Ю. Корчагина, им. В.И. Грайфера, им. Ю.С. Кувыкина, Хвалынское, 170 км, Центральное, Западно-Ракушечное, Рыбачье) и выявлено 10 перспективных структур с суммарными запасами 1,5 млрд. т условного топлива.
Первым в эксплуатацию в 2010 году введено месторождение имени Юрия Корчагина, открытое в 2000 году и расположенное в 180 км от Астрахани. Начальные извлекаемые запасы нефти составляют 23,7 млн т, газа – 47,6 млрд м3. Оператор «ЛУКОЙЛ» использует здесь морские ледостойкие платформы гравитационного типа и подводные трубопроводы для транспортировки сырья на берег.
31 октября 2016 года началась добыча на месторождении имени Владимира Филановского (открыто в 2005 году). Начальные извлекаемые запасы нефти составляют 129 млн т, газа – 41 млрд м3. Здесь задействован блок-кондуктор – автоматизированная нефтедобывающая платформа, не требующая присутствия людей. До товарного состояния нефть доводится в море, затем по подводным трубопроводам отправляется на береговые сооружения компании «ЛУКОЙЛ» в Калмыкии.
Месторождение имени В. Филановского
16 октября 2018 года состоялась церемония закладки объектов обустройства месторождения, названного в честь ветерана отрасли Валерия Грайфера. Месторождение открыто в 2001 году и прежде называлось Ракушечным. «ЛУКОЙЛ» планирует добывать здесь 1,2 млн т нефти в год, и, ввиду близости к месторождению имени Филановского, использовать общую инфраструктуру. Опорные блоки ледостойкой добывающей платформы были установлены в 2020 году, в настоящее время идет монтаж верхней части.
В азербайджанском (южном) секторе Каспийского моря нефть добывают на месторождениях Нефтяные камни, Азери, Чираг, Гюнешли и ряде других. Месторождение Гюнешли было открыто в 1981 году, Чираг — в 1985 году, Азери — в 1987 году. С 1994 года проект Азери – Чираг –Гюнешли разрабатывается международным консорциумом, в состав которого входят ВР (оператор), Equinor, ExxonMobil и другие компании. Запасы нефти сорта AzeriLight оператор оценивает в 930 млн тонн.
Иран разрабатывает в Южном Каспии открытое в 2011 году морское месторождение Сардар-Джангал с разведанными запасами нефти 1,5 млрд т.
Владеющая 2320-километровой береговой линией Каспийского моря Республика Казахстан сегодня является как экспортером нефти, так и обладателем собственного танкерного флота. Созданная в 1998 году 100-процентная «дочка» НК «КазМунайГаз», компания «Казмортрансфлот» (КМТФ) имеет в своем парке суда практически всех типов: буксирные, сервисные, сухогрузы, баржи, танкеры. Последние подразделяются на дизельные Caspianmax дедвейтом 12 тыс т и мазутные Aframax (115 тыс. т) Казахстанские афрамаксы «Алтай» и «Алатау» загружаются на черноморском терминале КТК, ходят в Румынию и через Босфор в Средиземное море. В 2021 году танкеры КМТФ перевезли по Каспию 537 тыс. т нефти, по Черному морю – 3,5 млн т, по Средиземному – 5,7 млн т.
Интересно, что приобретенные в 2020 году у КМТФ каспианмаксы «Атырау», «Актобе» и «Арал» покупатель рассчитывает своим ходом переправить по Волго-Балту, чтобы суда начали новую жизнь в северных морях уже химовозами. У «Казмортрансфлота» опыт преодоления российских внутренних водных путей уже имеется. В ноябре 2020 года швартовкой баржи с наливной эстакадой завершилась трехлетняя программа доставки оборудования на месторождение Тенгиз для реализации Проекта будущего расширения - Проекта управления устьевым давлением (ПБР-ПУУД). Инвестиции компании «Тенгизшевройл в эту доставку превысили 10 млрд долларов, в Атырауской области был построен порт Прорва и от него до месторождения вырыт 71-километровый канал. Общий объем грузоперевозок составил 280 тыс. т. Оборудование везли не только из Италии и Южной Кореи. Казахстанские компании Ersai и KCOI в Мангистауской области изготовили для проекта 75 сборных модульных эстакад и 10 удаленных блоков контроля. Суда «Казмортрансфлота» также участвовали в создании искусственных островов Кашагана и сейчас углубляют там фарватер.
На сегодняшний день транспортный потенциал Каспийского моря уступает добывающему. Поставки нефти по Транскаспийскому маршруту осуществляют танкеры КМТФ «Астана», «Алматы» и «ТК Актау». Максимальная мощность порта Актау по отправке нефти составляет 5,2 млн т в год. Теоретически можно перевезти больше: помимо танкеров КМТФ, в Каспийском море работают российские, азербайджанские, турецкие и дубайские нефтеналивные суда, схема их «подключения» достаточно гибкая. Но объем перевалки ограничивает техническое состояние инфраструктуры портов Актау и Батуми, а также нефтеперевалочных терминалов Азербайджана.
Прокладка магистральных трубопроводов по дну Каспийского моря технически осложнена подводными хребтами, делящими водоем на северную, среднюю и южную части. Введенный в строй в 2001 году и фактически соединяющий Каспийское море с Черным нефтепровод КТК лидирует по объему транспортировки, модернизируя пропускную способность до 80 млн т в год. Этот сухопутный маршрут уже более 20 лет остается наиболее коротким, быстрым и экологичным – тюлени и осетры сказали бы «спасибо», если бы умели говорить.
Об истощении углеводородных месторождений каспийского бассейна спорили еще Менделеев с Нобелями. Пока в отраслевых кругах еще можно сойти за аналитика, обронив что-нибудь веское об истощении месторождений Azeri Light. Но контракт на разработку проекта Азери – Чираг –Гюнешли недавно был продлен до 2050 года, а значит, у нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан впереди еще много времени для выполнения основной задачи. Да и в целом у нефтяного потенциала «Большого зеркала» перспективы достаточно долгосрочные – для всех прикаспийских государств.
Еще по теме: