КТК 25 лет

Русский способ

Первый танкер был создан в 1873 году астраханскими предпринимателями, братьями Николаем и Андреем Артемьевыми

В 2025 ГОДУ МИРОВОЙ ТАНКЕРНЫЙ ФЛОТ ОТМЕТИТ ВАЖНУЮ ДАТУ СВОЕЙ ИСТОРИИ. ИСПОЛНИТСЯ РОВНО 300 ЛЕТ УКАЗУ ПЕТРА ПЕРВОГО, ОПРЕДЕЛИВШЕМУ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ НА ПАРУСНЫХ СУДАХ И БАРЖАХ. СЛЕДУЯ ЭТИМ ПРАВИЛАМ, АСТРАХАНСКИЕ КУПЦЫ БРАТЬЯ АРТЕМЬЕВЫ В 1873 ГОДУ ИЗОБРЕЛИ ПЕРВЫЙ ТАНКЕР 

ПОД СМЕХ КОНКУРЕНТОВ

Первые почти полторы сотни лет нефть на судах транспортировалась в бочках, расходы на изготовление которых составляли немалую часть стоимости доставки груза. К этому надо добавить значительные потери времени при перевалке в порту и частые разливы при поломке тары. Поэтому неудивительно, что с ростом объемов добычи черного золота во второй половине XIX века пытливые умы все чаще задумывались о том, как упростить процесс доставки сырья до потребителей. И мало предложить идею, ее надо было опробовать на практике, доказать экономическую эффективность в реальных перевозках. А кто предоставит для рискованных экспериментов суда? Значит, инициаторами новшеств могли выступить только сами судовладельцы!

Впервые в мире перевозку нефти наливом морским транспортом осуществили российские судовладельцы Николай и Дмитрий Артемьевы. В 1873 году под дружный смех конкурентов братья-астраханцы, имевшие собственный судоремонтный завод, установили цистерну-ларь на небольшую шхуну «Александр». Насмешки поутихли в конце навигации, когда выяснилось, что судно Артемьевых совершило восемь рейсов, а любые другие грузовые плавсредства с бочками на борту - не более шести. Парусный танкер брал на борт примерно 80 тонн нефти, но и это уже был огромный прогресс. Главную экономию времени давал способ налива и слива цистерны в портах - с помощью ручного насоса. Вскоре братья переоборудовали под налив еще семь судов - шхуны «Россия» (216 тонн), «Змея» (120 тонн), «Елизавета» (513 тонн), «Север» (224 тонны), «Два брата» (240 тонн), «Волга» (320 тонн) и «Союз» (230 тонн). В 1874 году Артемьевы отправили нефть наливом из Баку в Нижний Новгород. За счет того, что на обратном пути обычные суда везли пустые, грязные от нефти бочки, а шхуны братьев - различные сухие грузы, которые размещали на застеленном камышом полу металлического ларя, рентабельность флота астраханских предпринимателей оказалась в три раза выше. Конкурентам стало совсем не до смеха.



ОТ ПАРУСНИКОВ К ТЕПЛОХОДАМ...

Братья Артемьевы не остановились на достигнутом и продолжили совершенствовать способы перевозки нефтяных грузов наливом. В 1878 году они применили паровой насос, который перекачивал 4 тыс. пудов нефти в час, затем ввели в строй насосы мощностью уже 20 тыс. пудов в час. С использованием такого оборудования обороты их судов за сезон возросли до 14 рейсов. В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке в Москве братья Артемьевы были удостоены почетного приза «За инициативу по введению на Каспийском море перевозки нефти наливом».

Новый способ транспортировки нефти быстро стал известен в мировом профессиональном сообществе и получил название «русского». Идею в конце 70-х годов XIX века подхватило и петербуржское «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Оно заказало в Швеции строительство первого в мире металлического парохода «Зороастр», специально оборудованного для транспортировки нефти. Судно брало на борт 240 тонн черного золота, которое наливалось в восемь отдельных цилиндрических резервуаров. Силовая установка «Зороастра» в качестве топлива использовала мазут, что было в 10 раз экономичнее угля. В 1878 году пароход, имеющий для безопасности газоотводные трубы, начал совершать регулярные рейсы под русским флагом. После «Зороастра» были спущены на воду еще два парохода - «Будда» и «Норденшельд». Их оснастили двумя стационарными, выделенными в корпусе танками и тремя вкладными цистернами. Между последними и корпусом было оставлено свободное пространство, где разместили трубы для закачки и выкачки груза.



...И К СУПЕРТАНКЕРАМ

Первым экспортным судном, вывозившим российскую нефть, стал построенный в 1885 году в Швеции танкер «Свет» грузоподъемностью 1,7 тыс. тонн. Вместо вставных цистерн трюм судна просто разделили на автономные стальные отсеки-танки и оборудовали их вентиляцией. Уже в следующем году в Англии построили танкер «Глюкауф» дедвейтом 3 тыс. тонн. С 90-х годов XIX века к началу 40-х годов водоизмещение танкеров поднялось с 6 тыс. тонн до 30 тыс. тонн, а общий тоннаж нефтеналивных судов стран планеты достиг 15 % вместимости мирового торгового флота. В 1956 году был построен первый танкер-стотысячник и с этого момента танкеры больше не уступали по водоизмещению судам или кораблям других типов и классов. Через 10 лет в Японии был построен танкер «Идемицу мару» водоизмещением почти 240 тыс. тонн. По своим габаритам он оказался больше американского авианосца «Энтерпрайз»! В 1962 году на воду был спущен первый танкер-трехсоттысячник. В 1971 году завершилось строительство первого четырехсоттысячника. Рубежи в 500 и 600 тыс. тонн были взяты в 1973 и 1976 годах соответственно.


Инфографика с сайта ПАО "Газпром нефть"


Но вернемся к братьям Артемьевым. Выходцы из астраханской мещанской среды не только приобрели мировую известность в качестве создателей первого танкера, но и вели активную общественную и благотворительную деятельность. Издавали книги, финансировали мореходные школы, прокладывали телефонные линии. Николай Иванович Артемьев был почетным членом Астраханского благотворительного общества и действительным членом Петровского общества исследователей Астраханского края. В Астрахани чтут память о своих великих земляках. В честь братьев названа улица Артемьевых, а по адресу Никольская, 1 сохранился их доходный дом. Охраняемый государством памятник культуры дом Н.И. Артемьева находится на набережной Волги (ул. М. Горького, 25). В областном краеведческом музее выставлена уникальная брошюра, изданная в 1883 году в Москве, под названием «Несколько слов о перевозке нефти нефтеналивной системой в морских и речных судах, изобретенной впервые в 1873 году братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми в Астрахани».

Наш сайт использует файлы cookie. продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie.